В нашем метро жетоны собирают ведрами
7 сентября 2005 года
На станцию "Площадь Габдуллы Тукая" в минувшее воскресенье перестали пускать в четверть третьего.
- Компьютеры у них зависли, - поясняли, возвращаясь в конец длиннющей очереди, те, кто сумел протолкаться к окошечку кассы.
Простояв со всем своим семейством около десяти минут без движения, я решил выяснить, как долго это будет продолжаться. Две дамы в униформе, подпиравшие крайний слева турникет, только пожали плечами. Милиционер и девушка-железнодорожница, сидящая в стеклянной будке у крайнего правого турникета, посоветовали спросить в кассе. В кассе тоже ничего нового не сообщили. "Зависли компьютеры". Наконец удалось найти старшую смены, но та бросила на бегу: "Ждем специалиста по компьютерам. Когда придет, не знаю" - и удалилась в сторону выхода. Попытка вручить работникам метро деньги, чтобы они потом купили на них жетоны и бросили, куда сочтут нужным, тоже не удалась.
- Да у нас без сдачи! - горячился мужчина, пришедший в метро с женой и дочкой. - Неужели для вас лучше, что поезда будут ходить пустыми, а люди поедут на маршрутке?
Но милиционер и девушка в стеклянной будке были непреклонны. Люди потихоньку двинулись на выход. Мы отправились гулять по улице Баумана под объявление диктора, обещавшего засветить фотопленку, если мы посмеем фотографировать в метро. Объявить о том, что на станцию "Площадь Габдуллы Тукая" вход фактически закрыт, работникам метро даже не пришло в голову.
Вернувшись через час (без четверти четыре), мы обнаружили, что очереди за жетонами заметно сократились, но при этом через турникеты никто не проходит. Парадокс объяснялся просто: людей пропускали в обход турникетов, там, где проходят обладатели проездных билетов. Две девушки в униформе отбирали у пассажиров жетоны и бросали их... в металлическое ведро. Научно-технический прогресс (жетоны действительны только в день покупки!), который так хвалил Владимир Путин во время посещения казанской подземки, пришел к своему логическому завершению.
Ощущение дежа вю было полное. Четверть века назад, когда я скручивал электрические разъемы для советского космического шаттла "Буран" на сверхсекретном НПО "Элекон", инженер-электронщик со стажем доступно объяснил мне, в чем состоит суть научно-технического прогресса по-советски.
- Понимаешь, это когда в заводской проходной вместо вахтера у вертушки ставят турникет, автоматически открывающийся после того, как ты засунешь в него свой пропуск, - сказал он. - А потом он ломается, и его чинят два электромонтера, а вахтер по-прежнему пропускает людей через вертушку. И все трое получают зарплату.
Похоже, что за последние четверть века у нас мало что изменилось. Всего через неделю после открытия метро люди теряют в очередях вдвое больше времени, чем занимает поездка от первой до последней станции, а суперсовременные жетоны, действующие только в день продажи, вместо жетоноприемника кидают в ведро. Зато метро у нас, по словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, самое безопасное в России. Если, конечно, не считать подтеков на потолке станции "Суконная слобода".
Борис АРКАДЬЕВ, "Вечерняя Казань"